Лаборатория радиационного материаловедения

Название научных тем и их финансирование в 2016

Темы министерства энергетики РК

НТП – Развитие радиационного материаловедения нержавеющих сталей и сплавов с целью разработки физических основ для создания новых конструкционных реакторных материалов.

КТМ – Комплексные материаловедческие исследования влияния облучения -частицами, наводораживания и температуры на изменения структуры, фазового состава и механических свойств нержавеющих сталей.

DC-60 – Исследование влияния имплантации тяжелых ионов на изменение структуры, фазового состава, механических и магнитных свойств конструкционных материалов ядерно-энергетических установок.

Гранты министерства образования и науки

Грант 0380/ГФ4 – Разработка физических основ решения проблемы низкотемпературного (20-300 0С) радиационного охрупчивания конструкционных материалов для ядерных реакторов

Грант 0334/ГФ4 – Исследование деградации структуры, механических и коррозионных свойств высокооблученных аустенитных реакторных сталей с целью повышения безопасности их пострадиационного долговоременого хранения.

Парк установок и методы исследований

Список публикаций за 2013-2015 гг.

1. Максимкин О.П., Сильнягина Н.С., Турубарова Л.Г., Цай К.В. Неоднородности радиационного упрочнения, распухания и коррозии стали 12Х18Н10Т по периметру чехлов ТВС // ВАНТ, 2013, № 2 (84), стр. 100-109.
  2. Tsay K.V., Maksimkin O.P., Turubarova L.G., Rofman O.V., Garner F.A. Microstructural Defect Evolution in neutron — Irradiated 12Cr18Ni9Ti Stainless Steel During Subsequent Isochronous Annealing // Journal of Nuclear Mater., 2013, p. 148-158.
  3. Maksimkin O.P., Alontseva D., Russacova A., Suslov S. γα Martensitic Transformation in the Reactor Steels Under Irradiation and Deformation //Materials science. – Vol. 20. – N.1. – 2014. – Р.15-20.
  4. Максимкин О.П., Рубан С.В., Налтаев А., Рахашев Б.К., Бердалиев Д.Т. Влияние нейтронного облучения, деформации и старения на изменения структуры и физико-механических свойств стали 12Х18Н10Т // Вестник КазНПУ им. Абая, № 2(46), 2014. С. 144-154.
  5. Максимкин О.П., Цай К.В. Изменение микроструктуры, твердости и магнитных свойств при отжиге стали 12Х18Н9Т, облученной в реакторе ВВР-К до повреждающей дозы 5 сна при низкой (~80°с) температуре // Вестник НЯЦ РК, выпуск 1, 2014, стр. 5-13.
  6. Максимкин О.П., Яровчук А.В., Цай К.В., Рубан С.В. Питтинговая коррозия холоднодеформированной нержавеющей стали 12х18н10т. // Вестник НЯЦ РК. выпуск 1, 2014, стр. 38-45
  7. Максимкин О.П., Такиева А.М. О локализации пластической деформации в облученной аустенитной нержавеющей стали 12х18н10т. // Вестник НЯЦ РК выпуск 1 , 2014, стр. 45-52.
  8. Максимкин О.П. О роли границ зерен в радиационном упрочнении и охрупчивании металлических материалов // Вестник НЯЦ, выпуск 3, 2014, стр. 11-15.
  9. Максимкин О.П. Энергостойкость облученных реакторных материалов // Вестник НЯЦ, выпуск 3, 2014, стр. 5-10.
  10. Максимкин О.П., Мережко М.С., Мережко Д.А. Механическо-энергетические параметры γα-перехода и локализации деформации в аустенитной стали 12Х18Н10Т, облученной нейтронами. // Вестник НЯЦ, выпуск 3, 2014, Стр. 29-35.
  11. Скаков М.К., Максимкин О.П., Дерявко И.И., Бакланов В.В., Коянбаев Б.Т., Курбанбеков Ш.Р. Изменения микроструктуры и механических свойств аустенитной стали 08Х18Н10Т, облученной нейтронами // Вестник НЯЦ РК, вып. 1, 2015, стр. 47-50.
  12. Рубан С.В., Максимкин О.П. Изменения физико-механических свойств аустенитной хромоникелевой нержавеющей стали типа Х18Н9 (AISI304), облученной нейтронами и деформируемой при отрицательных температурах. // Вестник НЯЦ РК, вып. 1, 2015, стр. 5-9.
  13. Максимкин О.П. Механические и энергетические характеристики мартенситного γα-превращения в стали 12Х18Н10Т, облученной нейтронами и деформируемой в интервале температур 20-100С. // Вестник НЯЦ РК, вып. 1, 2015, стр. 10-16.
  14. Максимкин О.П. О «мартенсите облучения» в реакторных нержавеющих сталях аустенитного класса // Вестник НЯЦ РК, вып. 1, 2015, стр. 17-26.
  15. Максимкин О.П., K.V. Tsay, Garner F.A. Inhomogeneity of microstructure, mechanical properties, magnetism and corrosion observed in a 12Cr18Ni10Ti fuel assembly shroud irradiated in BN-350 to 59 dpa // Journal of Nuclear Mater., 2015, p. 1-12.
  16. O. P. Maksimkin, M. N. Gusev, K. V. Tsai, A. V. Yarovchuk, O. V. Rybalchenko ,N. A. Enikee, R. Z. Valie, S. V. Dobatkin. Effect of neutron irradiation on the microstructure and the mechanical and corrosion properties of the ultrafine-grained stainless Cr–Ni steel.// The Physics of metals and metallography, 2015, vol 116 № 12 pp 1270-1278

Международные связи

• MIT, USA
  • Oak Ridge National Laboratory, USA
  • НИЯУ МИФИ, РФ

Стратегический план развития ЛРМ до 2025 года

1. С целью поддержания высокого научного потенциала ИЯФ и подготовки высококвалифицированных кадров активно участвовать в создании совместной с МИФИ (РФ) учебной кафедры «Радиационное материаловедение и технологии создания новых радиационно-стойких материалов», а также совместный с МТИ (США) учебной кафедры «Реакторное материаловедение».
  2. С использованием облучательской базы ИЯФ (реактор ВВР-К, изохронный циклотрон У-150, ускоритель тяжелых ионов DC-60, реактора БН-350 ) и исследовательского комплекса ЛРМ (электронные и металлографические микроскопы, испытательные машины и др.), провести широкомасштабные исследования изменений микроструктуры, фазового состава и физико-механических свойств новых радиационно-стойких материалов после облучения, силового и термического воздействий.
  3. Исследовать закономерности деградации свойств высокооблученных конструкционных материалов атомных реакторов с целью обеспечения безопасного обращения и длительного хранения отработанного ядерного топлива:
    • «Деформационная волна» фазового перехода и аномально большая пластичность высокооблученных реакторных сталей.
    • Эффект прироста Н и М в результате постдеформационного и/или пострадиационного отжига.
    • Эффект превышения интенсивности мартенситного перехода при низкотемпературной деформации неболученной стали над облученной.
  4. Наряду с регулярным написанием статей в журналы, имеющие импакт-фактор, опубликовать две монографии
    • «Бездиффузионные фазовые превращения в облученных нержавеющих сталях»;
    • «Структура и свойства высокооблученных конструкционных материалов реактора БН-350».

Список избранных научных трудов д.ф-м.н Максимкина О.П. (после 1997 года)

Скачать Список трудов д.ф-м.н Максимкина О.П.

Список научных трудов Максимкина О.П. согласно базы данных Thomson Reuters

Скачать Список трудов Максимкина О.П. согласно базы данных Thomson Reuters

Заведующий лабораторией, д.ф.-м.н., Максимкин О.П.